Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ШКОЛА ДОРОЖНЫХ НАУК

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах. Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у дошкольника особым авто­ритетом, не соблюдают правила дорожного движения. Нарушение родителями правил приводит к тому, что дети, подражая им, выра­батывают манеру опасного для жизни и здоровья поведения на дороге, которая впоследствии может привести к непоправимой беде. Поэтому необходимо убедить родителей в том, что они, прежде все­го, отвечают за безопасность своих детей и самое простое, что могут сделать, — это быть хорошим примером для подражания.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ

Дорога с ребенком в детский сад и обратно — идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него навыки безо­пасного поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек возникает с самого раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части. Поэтому во время движения с малышом по улице, начиная буквально с 1,5 — 2 лет, надо формировать у него комплект «транспортных» привычек. Для этого родители должны соблюдать следующие обязательные требования:

*  из дома выходите заблаговременно, так, чтобы ребенок при­выкал идти, по улице не спеша;

*  перед переходом проезжей части обязательно остановитесь; переходите дорогу размеренным шагом без какой-либо спешки, часто дети не поспевает за родителями, которые идут «своим» шагом и бегут рядом, следите, чтобы ребенок шел в своем темпе;

*  приучите детей переходить проезжую часть только на пе­шеходных переходах и перекрестках;

* никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих вам обзор: сто­ящий на остановке транспорт нельзя обходить ни сзади, ни спере­ди; необходимо отойти от него до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода и только там перейти проезжую часть;

* увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящий на противо­положной стороне, не спешите и не бегите; приучите ребенка поступать так же, объясните, что это опасно и лучше подождать следующего транспорта;

*  выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разго­воры с ребенком; он должен привыкнуть, что при переходе не надо отвлекаться, а необходимо сосредоточить все внимание только на дорожной обстановке (исключение делается для нескольких фраз, с которыми взрослый обращается к ребенку для контроля дорожной ситуации);

*  переходите улицу строго под прямым углом: это позволит лучше контролировать движение автомобилей и более быстро покинуть проезжую часть;

*  там, где есть светофор, переходите проезжую часть только на зеленый сигнал, предварительно обязательно убедитесь в безо­пасности перехода; ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый свет не переходят дорогу, даже если нет автомобилей;

*  при переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку, так как он может неожиданно выбежать на проезжую часть;

*  из автобуса, троллейбуса, трамвая, автомобиля выходите пер­выми, впереди детей; в противном случае малыш может упасть, а ребенок постарше выбежать в этот момент из-за стоящего транс­порта на проезжую часть дороги; не допускайте, чтобы ребенок переходил или перебегал дорогу впереди вас — этим вы при­учите его не смотреть по сторонам;

*  привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которых надо остере­гаться, которые готовятся поворачивать или едут с большой ско­ростью (их надо пропустить), которые вы заметили издали; под­черкивайте свои движения, находясь с ребенком: «я поворачи­ваю голову для осмотра улицы; смотрю за движением машин; смотрю, свободна ли дорога» и т.д.;

*  покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин;

*  следите затем, чтобы ребенок катался на велосипеде только на детской или спортивной площадке и не вблизи дорог и на проезжей части улицы.

ПОМНИТЕ! Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД — плохой пример заразителен, а ребенок обучается прави­лам безопасного поведения на проезжей части, прежде всего, на вашем примере.

 

Правила Дорожного Движения

 для родителей имеющих детей раннего возраста

В вашей семье растет малыш. Пока он делает первые шаги, его маленькая теплая ладошка доверчиво лежит в вашей надежной руке. Впереди у него большая дорога жизни и вы должны помочь пройти ее без потерь.

Знакомить малыша с ПДД следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент во дворе, на улице. При этом будьте сами внимательны и аккуратны, находясь с ребенком на проезжей части, соблюдайте следующие правила:

* при перевозке ребенка в коляске, санках пересекайте проез­жую часть только в установленных местах, убедившись в безопас­ности перехода (в темное время суток водитель может не заметить, что на расстоянии 1 — 1,5 м от взрослого едут детские саночки);

*  подходя к дороге, крепко держите малыша за руку, переходи­те дорогу спокойным шагом;

*  при переходе дороги с ребенком на руках, держите его так, чтобы он не мешал контролировать ситуацию на дороге;

* при выходе из общественного транспорта возьмите ребенка на руки или выходите впереди него.

ПОМНИТЕ! Не будьте равнодушными прохожими, помогите маленькому пешеходу, оказавшемуся в трудной ситуации на до­роге. Удержите его от шалостей и опрометчивых действий.

 

Правила перехода улицы

Обучая ребенка грамотному переходу улицы, объясните ему, что необходимо строго, поэтапно соблюдать следующие правила

*  Найдите безопасное место.

Не всегда рядом есть пешеходный переход. Главное, чтобы место для перехода отличалось хорошим обзором: рядом не было поворотов, стоящих машин и других помех для осмотра.

*  Остановитесь на тротуаре возле обочины.

Всегда нужно делать остановку, паузу для наблюдения и оцен­ки ситуации. Никогда не выходите, а тем более не выбегайте на дорогу с ходу.

*  Прислушайтесь и осмотритесь.

Прислушаться — значит «выбросить» из головы посторонние мысли. Помните, что транспорт, представляющий опасность, мо­жет быть скрыт; осмотритесь, поверните голову влево и вправо.

*  Если видите приближающийся транспорт, дайте ему проехать. Всегда пропускайте движущийся автомобиль. И помните: за

медленно едущей машиной, может быть скрыта другая; поэтому, пропустив транспорт, снова посмотрите по сторонам.

*  Если поблизости нет транспортного средства, переходите доро­гу под прямым углом.

Нет поблизости — значит, нет ни приближающегося, ни сто­ящего, т.е. ничто не мешает обзору и не угрожает вашей жизни.

*  Продолжайте внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдете дорогу.

Смотреть по сторонам при переходе надо неоднократно, ведь обстановка на дороге может измениться: внезапно появится авто­мобиль или транспорт, ехавший прямо, вдруг повернет.

Может так случиться, что обзор будет закрыт, а перейти надо именно в этом месте (например, на пешеходном переходе стоит неисправная машина): в этом случае подойдите к дороге, помня, что обзор ограничен, приостановитесь, осторожно выглянете (что там, за стоящей машиной?) и, если есть опасность, спокойно отойдите назад.


Практическая игра «Стопинг»

У каждого ребенка есть привычка небрежного, «неответ­ственного» наблюдения. Это означает, что дети наблюдают как бы между делом, могут, например, попятиться, т.е. сделать, не глядя, шаг назад, или внезапно побежать, куда глаза глядят. И, что самое опасное, часто смело выходят или выскакивают из-за раз­ных предметов, которые мешают обзору (кустов, деревьев, забо­ров, углов домов, стоящих машин).

Поэтому, начиная с раннего возраста, формируйте у них привыч­ку фиксировать остановку перед тем, как выйти на проезжую часть; в некоторых странах это действие называется «стопинг». Повторите его с ребенком много раз, поясняя необходимость остановки специ­ально для наблюдения. Неоднократно демонстрируйте ему переход с быстрого шага или даже бега на размеренный (хотя и не медлен­ный) шаг при переходе улицы. При этом объясните, что, когда чело­век бежит, он по сторонам не смотрит. Повернуть голову на бегу для осмотра и трудно, и просто опасно — можно упасть. А при движе­нии шагом, имея опору на обе ноги, человек без труда повернет голову и вправо и влево. Обязательно сделайте остановку, сходя с тротуара на проезжую часть, и всегда переходите дорогу только раз­меренным шагом — это две важные привычки безопасного поведе­ния, которые необходимо привить дошкольнику.

Но самая опасная тенденция — выбегание или выход на дорогу из-за мешающих обзору предметов. Статистика показывает, что каждый третий ребенок из числа пострадавших в ДТП выбежал на дорогу из-за стоящего автомобиля! При этом больше всего слу­чаев связано с автобусом: каждый седьмой ребенок попал под машину, выбежав спереди стоящего автобуса, каждый двадца­тый — сзади, не видя автомобиля, приближающегося справа.

Ваша задача сформировать у детей привычку обязательно ос­танавливаться перед переходом проезжей части, оценивать ситуа­цию и только тогда переходить. Улица для маленького человека — сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасно­стей. Научите ребенка безопасно жить в нем.

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ

Примерно каждый третий ребенок, ставший жертвой ДТП, на­ходился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:

* пристегиваться ремнями необходимо абсолютно всем, кто на­ходится в автомобиле, в том числе в чужом, даже при езде на короткие расстояния (если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребенка в привычку),

* дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как отсюда в случае аварии можно безопасно выйти прямо на тротуар: обязательно пользуйтесь автокреслами;

* как водитель или пассажир вы являетесь для детей примером для подражания, поэтому не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток про­клятий, а спокойно объясните ребенку, в чем их конкретные ошибки (не бойтесь признавать, объяснять детям и исправлять свои собственные ошибки);

* во время длительных поездок чаще останавливайтесь: детям не­обходимо двигаться, сидя долго на одном месте, они будут стараться освободиться от ремней или отвлекать ваше внимание от дороги;

* автомобиль, несмотря на свою привлекательность для детей и удобство для их перевозки, не должен быть единственным сред­ством передвижения. Прибегайте почаще к альтернативному транспорту (автобусу, железной дороге, велосипеду, ходьбе) — это способствует развитию у детей наблюдательности, двигательно-координационных навыков, умения контролировать ситуацию.

ПОМНИТЕ! Чтоб никогда не попадать в сложные ситуации, надо знать и соблюдать правила движения!


ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чтобы определить, насколько вы, уважаемые родители, заин­тересованы в обучении ваших детей ПДД и формировании у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, от­ветьте на вопросы предлагаемого теста.

1.  Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:

а) до 3 лет;

б)  еще до школы;

в)  в школе;

г)  с 10 лет?

2.  Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих про­граммах по ПДД: а)  готовы;

  б)  не готовы;

  в)  возможно;

3.  Как вы относитесь к соблюдению ПДД: а) действую, как мне удобнее и быстрее;

б)  стараюсь соблюдать;

в)  всегда соблюдаю.

4.  Есть ли в семье автомобиль:  а) да;   б) нет?

5.  При поездке в автомобиле, где обычно находится ваш ребе­нок-дошкольник:

а)  на переднем сиденье;

б)  стоит позади передних кресел;

в)  сидит на заднем сиденье;

г)  сидит в автокресле на заднем сиденье?

6.  Как обычно вы общаетесь с ребенком на тему безопасности на дороге:

а)  говорю, чтобы был внимателен на дороге;

б)  обсуждаем маршрут движения;

в)  ребенку достаточно того, что ему рассказывают о ПДД?

7.  С кем гуляет ваш ребенок:

а)  один; я наблюдаю из окна:

б)  гуляем вместе: ребенок играет, я сижу на лавке и разгова­риваю с соседкой:

в)  нахожусь рядом с ребенком, контролирую ситуацию?

8.  Как вы знакомите ребенка с ПДД:

а)  в форме игры;

б)  в форме советов и предостережений?

9.  Есть ли у вас необходимая литература, игры по данной теме:

а)  есть;

б)  нет?

10. Обучение детей правилам безопасности на дороге — это задача:

а)  ГИБДД;

б) детского сада;

в)  родителей.

«Водитель! Сохрани мне жизнь!»

Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на дороге и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.

Дети в письмах и рисунках рассказывают водителям, в числе которых и их родители, о себе. Они обращаются к тем, на ком лежит главная ответственность за их жизнь и здоровье. Удивительно, насколько тонко чувствуют дошкольники дорожные про­блемы! Как точно подмечают даже, казалось бы, незначительные детали. То, что упускаем мы, взрослые, ребята до мелочей ото­бражают в своих работах. Что же тревожит маленьких пешеходов? Как относятся они к водителям? Чего от них ждут? С детской непосредственностью юные участники дорожного движения стре­мятся убедить водителей в необходимости соблюдения ПДД. При­ведем в качестве примера самые пронзительные детские письма.

«Дорогой водитель! Я обращаюсь к вам с просьбой, чтобы вы соблю­дали правила дорожного движения. Пожалуйста, не сбивайте нас, про­пускайте. А еще я прошу не ездить на большой скорости. Берегите нас, ведь все мы — ваши дети».

«Помните о нас, о маленьких пешеходах, наших братишках и сест­ренках. Я хочу, чтобы все мы оставались, живы и здоровы».

«Водитель, не превышай скорость на дороге... Даже если вы куда-то спешите, то все равно ездите по правилам дорожного движения».

Такие просьбы о помощи никого не могут оставить равнодуш­ными.

Исследования фактов и последствий ДТП указывают на то, что дети дошкольного и младшего школьного возраста становят­ся нарушителями ПДД не сознательно, а в силу особенностей своего психофизиологического развития. Вот подтверждение ска­занному...

«Дети — это фантазеры и мечтатели. Мы не можем постоянно быть внимательными. Идя из школы или в школу, мы часто о чем-то мечтаем. И мы можем не заметить красный свет светофора. И тогда трагедия... Водитель! Будь внимателен! Ведь твои дети тоже мечтатели».

 

Родительский тренинг на каждый день

комплект «транспортных» привычек

(ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ)

Дорога с ребенком в детский сад и обратно — идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него навыки безо­пасного поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек возникает с самого раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части. Поэтому во время движения с малышом по улице, начиная буквально с 1,5 — 2 лет, надо формировать у него комплект «транспортных» привычек. Для этого родители должны соблюдать следующие обязательные требования:

*  из дома выходите заблаговременно, так, чтобы ребенок при­выкал идти по улице не спеша;

*  перед переходом проезжей части обязательно остановитесь; переходите дорогу размеренным шагом без какой-либо спешки, часто дети не поспевает за родителями, которые идут «своим» шагом и бегут рядом, следите, чтобы ребенок шел в своем темпе;

*  приучите детей переходить проезжую часть только на пе­шеходных переходах и перекрестках;

* никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих вам обзор: сто­ящий на остановке транспорт нельзя обходить ни сзади, ни спере­ди; необходимо отойти от него до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода и только там перейти проезжую часть;

* увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящий на противо­положной стороне, не спешите и не бегите; приучите ребенка поступать так же, объясните, что это опасно и лучше подождать следующего транспорта;

*  выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разго­воры с ребенком; он должен привыкнуть, что при переходе не надо отвлекаться, а необходимо сосредоточить все внимание только на дорожной обстановке (исключение делается для нескольких фраз, с которыми взрослый обращается к ребенку для контроля дорожной ситуации);

*  переходите улицу строго под прямым углом: это позволит лучше контролировать движение автомобилей и более быстро покинуть проезжую часть;

*  там, где есть светофор, переходите проезжую часть только на зеленый сигнал, предварительно обязательно убедитесь в безо­пасности перехода; ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый свет не переходят дорогу, даже если нет автомобилей;

*  при переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку, так как он может неожиданно выбежать на проезжую часть;

*  из автобуса, троллейбуса, трамвая, автомобиля выходите пер­выми, впереди детей; в противном случае малыш может упасть, а ребенок постарше выбежать в этот момент из-за стоящего транс­порта на проезжую часть дороги; не допускайте, чтобы ребенок переходил или перебегал дорогу впереди вас — этим вы при­учите его не смотреть по сторонам;

*  привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которых надо остере­гаться, которые готовятся поворачивать или едут с большой ско­ростью (их надо пропустить), которые вы заметили издали; под­черкивайте свои движения, находясь с ребенком: «я поворачи­ваю голову для осмотра улицы; смотрю за движением машин; смотрю, свободна ли дорога» и т.д.;

*  покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин;

*  следите затем, чтобы ребенок катался на велосипеде только на детской или спортивной площадке и не вблизи дорог и на проезжей части улицы.

ПОМНИТЕ!       Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД — плохой пример заразителен, а ребенок обучается прави­лам безопасного поведения на проезжей части, прежде всего, на вашем примере.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПДД

При обучении детей правилам дорожного движения многие родители нередко сами допускают ошибки. Разберем са­мые типичные из них.

*  Употребление несуществующих терминов и понятий или ис­пользование одних вместо других, что приводит к искажению тер­минов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД.

Говори правильно

Неправильно

Правильно

Машина

Транспортное средство (автомобиль, автобус и т.д.)

дорога

проезжая часть

шофер

водитель

пешеходная дорожка

пешеходный переход

«свет» или «цвет» светофора

«сигнал» светофора

красный — «стой», желтый — «приготовься», зеленый — «иди»

красный, желтый — «стоп», зеленый — «убедись в безопасности и иди»

Не обращайтесь к своему ребенку так называемым «детским» языком: машинка, дорожка и т.д.  Общение должно быть партнер­ским, предполагающим беседу равноправных людей.

*  Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов). Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.

* Обучение по старым правилам, что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здо­ровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.

1. Обходи трамвай спереди, автобус — сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.

ПРАВИЛО: жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где доро­га хорошо просматривается в обе стороны.

2.  При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо.

Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ре­бенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуе­мо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.

ПРАВИЛО: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контроли­руя ситуацию.

3.  Красный сигнал светофора — «стой», желтый — «пригото­виться», зеленый — «иди».

Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить про­езжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».

ПРАВИЛО: красный сигнал светофора — запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый — не «приготовиться», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он также является запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убе­диться в том, что все машины остановились, Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегули­руемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.

4.   Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги.

Эта ситуация крайне опасна

ПРАВИЛО: необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, не делая ни шагу ни вперед, ни назад.

5.  Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.

ПРАВИЛО: выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен и острожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду мо­жет двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадках.

6.  Использование для показа старых дорожных знаков на жел­том фоне (при этом родители сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).

СОВЕТ: Разберите опасные ситуации со своими детьми:

—  учите переходить проезжую часть только под прямым уг­лом, чтобы меньше времени находиться на дороге, не пе­ребегать улицу, а переходить быстрым шагом, при этом не отвлекаться, быть предельно внимательными;

—  объясните, что водитель не может мгновенно остановить машину и предотвратить наезд на пешехода; и среди во­дителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают  о безопасности пешеходов, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо только на припод­нятых и огражденных посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре иди обочине;

—  разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорож­но-транспортные происшествия (ДТП), приводите им при­меры из реальной жизни.