КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО
КОМПЛЕКСНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ЗИМНЕЕ УТРО»
Музыкальный руководитель Новак Н.В ( I квалиф. категория)
ЦЕЛЬ: Коррекция речи детей в сочетании с музыкой и движением.
ЗАДАЧИ:
- развивать правильную, образную речь детей;
- расширять словарный запас детей;
- формировать основные певческие навыки (звукообразование, строй, ансамбль);
- формировать умение детей соединять пение с выразительными движениями;
- воспитывать любовь к прекрасному: музыке, живописи.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Мольберт. Зимний пейзаж.
Картинки «Зимние забавы».
Рояль.
Музыкальный центр.
Аудиозаписи: «Зимнее утро» П.И.Чайковского, «Вальс снежинок».
Фея Красок (воспитатель).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- знакомство с творчеством П.И.Чайковского;
- слушание пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро»;
- рассматривание пейзажей знаменитых художников;
- разучивание песен, игр зимней тематики;
- чтение и разучивание стихотворений и загадок о зиме;
- разучивание пальчиковых игр и упражнений.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР:
Слушание музыки: П.И.Чайковский «Зимнее утро».
Пальчиковая речевая игра «Здравствуй» И.В.Бодраченко по стихотворению
Т.Сикачевой.
3. Пение: - «Снежный ком» венг. нар. песня (упражнение для распевания);
- «Снег идет» муз. и сл. М.Новиковой.
4. Логоритмика: «Зимушка» С.Г.Насауленко (музыкальная игра с пением).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Когда вы просыпаетесь утром и смотрите в
в окно, то обычно вас ласково встречает солнышко, но бывает и по-другому:
хмурые тучи заволокли небо, льет дождь или злится метель. Многие композиторы
писали музыку о природе. Мы уже слушали с вами произведения П.И.Чайковского для детей. В какой альбом они вошли? (ответы детей) Верно, в «Детский альбом».
А сегодня мы послушаем пьесу П.И.Чайковского «Зимнее утро». Слушайте внимательно и скажите, какая музыка по характеру, какое настроение она создает? (слушание музыки)
Дети: Музыка хмурая, вьюжная, тревожная.
Муз. руководитель: Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла
картина?
Дети: Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного
неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.
Муз. руководитель: Верно. А в каком темпе исполняется это произведение и почему?
Дети: Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.
Муз. руководитель: Дети, вы много знаете стихов о зиме, а как вы думаете, какое из них
точнее передает картину этого зимнего утра?
(дети по желанию читают стихотворение С.Есенина)
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
( муз. руководитель предлагает послушать пьесу еще раз)
Муз. руководитель: А вы знаете, что красоту природы можно передать не только словом
или музыкой, но и на бумаге - красками. И, поэтому, к нам в гости пришла Фея Красок.
( под музыку входит Фея Красок с белой кисточкой в руках)
- 1-
Фея Красок: Здравствуйте, ребята! Я – Фея Красок, пришла к вам с кистью и белой
краской. Как вы думаете, почему я выбрала именно белую краску?
( ответы детей)
Еще я принесла вам этот зимний пейзаж.
(выставляет его на мольберт)
Давайте рассмотрим его и немного побеседуем:
- Какое время года изображено?
- По каким признакам вы догадались, что это зима? (снег, голые березки,
холодное небо, топится печь).
- Какое время суток изобразил художник? Почему вы так решили?
Ребята, что мы делаем утром, когда встречаемся? ( здороваемся) Давайте
поиграем в игру «Здравствуй!»
( игру проводит ребенок по выбору воспитателя. Каждую строчку дети сопровождают выразительными движениями)
Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Мне здороваться не лень!
Муз. руководитель: Как хорошо вы со всеми поздоровались. А известно ли вам,
что хороший день начинается с песни? Давайте настроим наши голоса.
(Исполняется упражнение для распевания «Снежный ком» с показом рукой движения
мелодии)
( Дети, стоя у стульчиков, исполняют песню «Снег идет» )
Фея Красок: Как весело и звонко вы пели, сразу видно, что любите зиму. А какие
зимние забавы вы знаете и любите?
( в беседе с детьми Фея Красок использует иллюстрации зимних игр, дети по желанию
читают стихи и загадывают загадки)
На санках. И. Беляков
В тёплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках
Вихрем мчит с горы крутой.
На лету ребячьи лица
Разгорелись кумачом,
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится-
Всё ребятам нипочём.
На катке. В. Донникова
Блестят коньки, блестит каток,
Пушистый снег искрится,
Надень коньки свои, дружок,
Попробуй прокатиться.
- 2 -
Пускай тебя, щипнёт мороз-
Смотри, не испугайся.
Пусть заморозит он до слёз-
Ему не поддавайся!
Не отступай, скользи вперёд,
Лети быстрее птицы.
Мороз сердитый отстаёт
От тех, кто не боится!
Зимой. А. Кузнецова
По дороге, вдоль реки
Едут в санках седоки.
Кони роют снег копытом,
Удила грызут сердито.
Сани лёгкие летят,
Седоки в санях сидят.
Кони быстрые устали,
На дороге снежной встали,
Седоки сошли с коней,
Повезли в санях… коней.
Это мы катаемся,
Катаемся- меняемся.
Зима.
Всё бело, бело, бело.
Много снега намело.
Вот весёлые деньки,
Все на лыжи и коньки!
Загадки.
Есть ребята у меня Бегут по дорожке . .
Два серебряных коня Доски да ножки
Езжу сразу на обоих, (лыжи)
Что за кони у меня?
(коньки)
Муз. руководитель: Сколько игр и забав вы знаете! А не пора ли вам на деле себя
показать, да с Зимушкой поиграть?
(Фея Красок превращается в Зимушку и проводится музыкальная игра «Зимушка»,
после каждого куплета дети имитируют ходьбу на лыжах, на коньках, играют со
снежками )
Фея Красок: Как хорошо мы с вами поиграли. А ведь начиналось зимнее утро
хмуро и ненастно. Вспомните, какое музыкальное произведение вам об этом рассказало? А как еще можно передать красоту природы?
Наше занятие закончено, дети, до свидания.